padunskiy (padunskiy) wrote,
padunskiy
padunskiy

Categories:

Спасская церковь в Тобольске

Спасская церковь – четвёртая кирпичная приходская церковь Тобольска и самая древняя из сохранившихся. Она построена в 1709 -1713 гг. на «воеводской стороне», недалеко от кремля.

Первая деревянная церковь на этом месте возведена в 1587 году, сразу после сооружения первого острога. Через 7 лет на её колокольню повесили сосланный Борисом Годуновым угличский колокол, так некстати ударивший в набат по погибшему царевичу Димитрию.





В конце 17 столетия деревянная церковь сгорела, была восстановлена, но просуществовала недолго. В 1709 году при митрополите Филофее Лещинском был заложен каменный храм. Возводили его «тщанием» купца Стефана Третьякова. Судя по всему, руководителем работ был Матвей Максимов.



Колокольня была построена во второй половине XVIII века, а в 1772 и 1791 годах у храма появились два придела – северный и южный. В 1930-х церковь подверглась разрушению и в таком виде дошла до наших дней.

Согласно документам, основной объём двусветного храма завершался широким восьмериком с гранёным куполом. Над притвором высилась колокольня в виде восьмигранного столпа, увенчанного купольной кровлей.



Очень интересно были решены фасады здания. Углы трапециевидных апсид оформлены угловыми лопатками с древнерусским бочкообразным утолщением. Фасады четверика напоминают фасады русских теремов с их небольшими окнами светёлок наверху и большими парадными окнами нижнего этажа. Особенно замечательны наличники с «пламенеющими» сандриками.



Особенности стилистики Спасской церкви питали мысль историков архитектуры. Так, Б.П. Денике в 1919 году сформулировал понятие «тобольского барокко», а Д.А. Болдырев-Казарин определял его шире – «сибирское барокко», признавая черты «азиатской эстетики» решающим основанием для выделения этого стиля. У.К. Брамфилд вообще усмотрел в «пламенеющих» сандриках буддийские мотивы, сходство со ступами (субурганами).



Дальше – больше. С.Н. Баландин предлагал определить стиль подобных храмов как «ретроспективный декоративизм», соотнося его с русской архитектурой 17 столетия, а Е.И. Кириченко вообще относила эту школу к поствизантийской, а не европейской архитектуре.



Если же мы вспомним, при каком митрополите начинается строительство тобольской Спасской церкви, так же как и близкого ей по формам и духу тюменского Троицкого собора, то мы получим ещё одну версию в этот пучок. Филофей Лещинский происходил с левобережной Украины. И он, судя по всему, призвал украинских мастеров для участия в постройке тюменской и тобольской церквей. Л.К. Масиель Санчес пишет о том, что причиной выбора собора украинского, а не русского типа было желание митрополита возвести в Тюмени подобие Киево-Печерской лавры: подтверждением этого служит уникальное посвящение одного из приделов собора Печерской иконе Успения Богоматери. В своей диссертации Масиель Санчес определил принадлежность тобольской Спасской церкви не к русскому, но к редкому украинскому типу храма — восьмерику на растянутом в ширину четверике с тремя развитыми апсидами (аналог — Воскресенская церковь Густынского монастыря, 1695).



Каждый волен сам выбрать себе из перечисленного версию по вкусу. Впрочем, не возбраняется и придумать новую.



Источники:
1. Заварихин С.П. В древнем центре Сибири. – М.: Искусство, 1987

2. Козлова-Афанасьева Е.М. Архитектурное наследие Тюменской области. Каталог. – Тюмень: Издательство Искусство, 2008

3. Масиель Санчес Л.К. Каменные храмы Сибири XVIII века: эволюция форм и региональные особенности. Автореферат дис. ... канд. искусствоведения. М., 2004
Tags: Сибирь, Тобольск
Subscribe

Posts from This Journal “Тобольск” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments